Этюд о смене типа

Напишу о смене типа во разных типологиях, соционике, психософии и пр. Во-первых, важно знать, что каждый автор своей типологии пишет о выходе за рамки типа. Однако последователи трактуют типологию из позиции «надо определить свой тип, какие виды деятельности ему подходят, какой человек идеален в паре, как развивать свои сильные стороны и прикрывать слабые». В то время, как сама типология диктует гармонию и баланс между признаками, отличающими людей друг от друга. Если кому хочется почитать об уровнях проработки соционического типа, пожалуйте сюда.

Со своего опыта наблюдений скажу, что на третьем уровне (то есть, почувствовать свой тип, найти силу в своих слабостях и научиться развивать сильные стороны на качественном уровне, а не на количественном) получается тогда, когда человек надолго остается один, в одиночку решает задачи и по сильным, и по слабым, умеет распознавать «свои» сюжеты, и общаться умеет практически со всеми. Или при гармоничной дуализации, осознанной, не там, где есть четкое распределение «ты делаешь это, а я делаю то», а там, где партнеры самодостаточны, при этом, продолжая поддерживать друг друга и учиться друг у друга.

За рамки своего типа человек выходит, лишь сумев растворить значимую долю привычных ему шаблонов. «Но ведь у детей шаблонов еще нет!» — скажите Вы. Верно, я полагаю, что ребенок рождается без типа, но с предрасположенностью. По мере его социализации, тип неосознанно формируется по тем лекалам, с которым ребенок родился, постепенно ребенок запоминает сознанием те свои особенности, которые связаны с типом. Но полностью, чаще всего, не осознает он своего типа. Потому и менять в нем ничего не может. Неосознанные шаблоны, архетипы и все, о чем писали психоаналитики, Фрейд, Юнг, и создатели типологий, должны пройти приличный путь в сознании человека, прежде чем человек сумеет с ними совладать. Хотя, бывают и исключения.

Самое интересное, что же происходит после расширения границ в сознании человека. То, что я пишу, основано на помеси наблюдаемого, логически вытекающего, прочитанного и моих интерпретаций оного, мысли, предположения, над которыми следует задуматься, но вечную истину я не претендую.

  • Человек учится постоянно, он открыт к тому, чтобы с изменить свою точку зрения, желания и пр. Он становится увереннее в себе, лучше и четче знает, как ему жить, от мелочей до глобального. Однако привязанность к привычкам, мнению, желаниям — уходит. Человеку не так важны эти элементы и элементы внешнего мира — но он интенсивнее с ними взаимодействует.
  • Когда человек находится внутри типа. знает свои сильные и слабые стороны — то его мнение о том, кто он есть, что и как ему делать — лучше, чем его отсутствие, но все же довольно шаблонно. Когда человек выходит за рамки типа, это совершенно не так, как если бы все функции были доступны, любые поведения, способности возможны — нет. Человек просто четче осознает себя и жизнь. Находится в интенсивном потоке взаимодействия с жизнью (не зависимо от того, бегает ли он по миру или сидит дома). Тип становится не важен. И шире, особенности личности тоже становятся не столь важны.

«Человек перестает говорить о себе, когда становится собой.» (с)

Автор: Юлия Колесниченко