К типированию по соционике

Ниже — сущностная часть самого типирования; про преамбулу, о некоторых общих моментах типирования, о преподнесении результатов и завершении — читайте после сущностной части.

1. Выясняем картину мира человека
2. Некоторые общие и абстрактные вопросы, переходящие к беседе по аспектам информации, выявляем мерности, ментальность-витальность аспектов; дихотомии рациональность-иррациональность, экстраверсия-интроверсия
3. Исследуем прошлый опыт человека по аспектам с целью отделения наполненных и сильных, ненаполненных и слабых функций; в чем было больше сложностей в прошлом, а в чем человек добивался успеха.
4. Проверяем функции модели А, исследуем приоритеты и ценности (выделяем влияение ПЙ типа и выявляем квадру в соционике)
5. Задаем дополнительные вопросы, задаем необычные и непривычные вопросы, выявляем состояние человека в текущий момент (отвечает ли он с «комфортного» блока)
6. Говорим версию ТИМа, объясняем, почему она именно такая, обсуждаем с человеком соционическую интерпретацию самых показательных ответов.

Подробнее про типирование и о том, как именно выявлять различные признаки, на что обращать внимание, Вы можете прочитать в статье Единого Типологического Проекта "Как научиться типировать по соционике".

К методике консультации и типирования (по любой типологии или вопросу)

И здесь подходим к двум разным ситуациям:
1 — когда требуется определить психотип человека быстро, например, когда перед Вами 5 типируемых и минут 30 на всех. Или просто нету возможности спокойно и тет-а-тет разобраться в человеке.
2 — когда есть возможность и время разобраться глубоко в человеке, почему он дает те или иные ответы, как сам их осознает и воспринимает; когда есть возможность выделить, что «программное» (от социотипа, от типа в психософии, к примеру), что «привнесенное окружением» (социумом, семьей и воспитанием), а что «личностное и уникальное».

В первой ситуации достаточно просто теста и грамотного взгляда, который поправит результат теста, если он совсем идет в разрез с тем, что мы видим. Полученная информация будет полезна человеку и у него возникнет некоторое представление о типологии и своем типе в ней. Можно дать некоторые рекомендации по интересующему вопросу. И даже если в каком-то признаке произойдет ошибка — вряд ли она будет очень далека от реальности и цель, с которой такое краткое типирование проводится, все равно будет достигнута.

Касательно второй ситуации, надо отметить, что при типировании важно не столько выделить правильный тип, сколько дать его человеку почувствовать — чтобы он внутренне и искренне согласился или не согласился, или задумался. Здесь уже полезно прокомментировать человеку типирование, чтобы он мог сам внутри себя решить, какой же он на самом деле, правильно его поняли или нет.

Важно понимать:


* цели клиента
* что именно исследует типология (например, мы типируем по соционике, значит, мы делаем основные выводы из того, как человек обрабатывает информацию и в чем он более компетентен, а не из сферы его деятельности, степени общительности и пр.)
* как преподнести клиенту результат

Итак, приступаем к типированию человека. Рассматриваем вариант очного тет-а-тет типирования.

Надо осознавать, зачем клиент к нам пришел. Есть варианты:
** Клиенту не важна как таковая версия типа, ему нужна консультация по важному ему вопросу, ответы, чтобы что-то прояснить про себя и про свою жизнь.
** Клиент недавно узнал о типологиях и хочет узнать свой тип, это первое типирование.
** Клиент сомневается, какая из 2,3,4… версий типа — верная, возможно уже типировался где-то раньше, но однозначности не получил, возникает ощущение непонимания себя или типологии.
** Клиент знает версию своего типа и хочет уточнить или понять, какое впечатление производит. Или узнать подробности, что у него и как проявлено.
** Клиент не знает явно, что ему нужно, ему скорее требуется некая терапия, беседа, помощь в исследовании себя, внимание к своей персоне.
** Ваш вариант

Очень важно понимать, на какой запрос клиента мы собираемся отвечать, чтобы дать ему то, что ему нужно. Выяснить цели. Поэтому вначале типирования мы выясняем, насколько человек знаком с типологией, типировался ли раньше (версии спрашивать не рекомендуется, их можно обсудить в конце), и чем ему интересна типология. Неплохо также понимать, какие жизненные задачи для него актуальны на текущий момент.

Только особо любопытные приходят на типирование/консультацию за теоретическими знаниями, и те, в силу любопытства, скорее разберутся сами. Чаще всего визит клиента связан с какой-то жизненной ситуацией или задачей. Может быть, ему нужно помочь осознать это. Может, часть консультации с ним стоит больше разговаривать, касаясь актуальных ему тем. Может, ему стоит дать рекомендацию с учетом его типа или просто показать, как его психотип влияет на ситуацию и как ситуация будет развиваться дальше.

Итак, наша задача теперь ясна. Требуется убрать «привязку» человека к его опыту, образованию, воспитанию, кругу общения. И первые вопросы мы будем задавать довольно общие и абстрактные.

Далее идет категория вопросов, касающихся конкреных жизненных ситуаций. Как человек себя ведет в разных ситуациях ситуациях:
— как реагирует
— насколько полно и качественно обрабатывает информацию по каждому аспекту (если разбираем соционику)
— где говорит много и с интересом, где ссылается на «как обычно, надо, можно», где сомневается в себе, где уверен в себе, где чуть иначе понимает вопрос (при этом отслеживаем то, что в его ответах определяется признаками из других типологий)

И только когда мы выясняем опыт человека: его образование, деятельность — смотрим, что происходит у него в этих областях, как там отражается уже сложившаяся у нас версия его типа, уточняем ее. Убеждаемся в том, что мы верно определили тип.

Предоставляем человеку результат в нужной форме и нужном количестве и с учетом его знаний и знакомой ему терминогогии, ссылаясь на его же ответы (для того чтобы он осознавал, где и как проявляется его тип, как это бывает у других людей). Выходим на тему, которая послужила целью типирования и даем подходящие рекомендации. Обязательно прислушиваемся к обратной связи: возможно, клиент, послушав Ваш комментарий, готов дополнить и раскрыть свои ответы шире, изменив Ваше мнение. Не стоит настаивать — лучше, чем он сам, его не знает никто — но зачастую нужно дать инструмент, чтобы ему это понять.

Автор: Юлия Колесниченко