Типологии и профориентация

Человек живет в определенном своем одном или нескольких жизненных потоках. Где бы человек не оказался, по своей воле или нет, там он будет реализовывать свою личность. Многие люди ясно знают, что хотят, а некоторые имеют лишь смутное представление об этом. У кого-то со временем интерес к некогда любимому делу перегорает и хочется чего-то другого. А кому-то сложно и затруднительно заметить вокруг себя то, что лежит вне его потока. Человек привыкает, втягивается и бывает сложно изменить свою жизнь даже при наличии сей потребности. Бывает сложно заметить пути изменения.

Некоторые люди идут по стопам родителей, советам друзей, веяниям тенденций. И кажется, что текущее положение оптимально — ведь оно имеет сильную поддержку, имеет свое ощущение правильности и дает необходимый опыт.

Соционика, типологии в жизни работают, даже если люди об этом не знают и не понимают, к которому типу относятся. Если изучить статистику на эту тему, то вполне очевидным окажется преобладание, к примеру, логиков по соционике в научно-технической сфере, этиков — среди философов, филологов, гуманитариев.

Не зная Юнговских основ, многие люди считают очевидными области, в которых они сильны. Это общая тенденция, и если бы она не работала бы сама по себе, она бы не существовала. Однако всегда есть процент тех, кто в эту тенденцию не вписывается. Всегда есть влияние неоднозначности человека на ситуацию. И здесь заключается ключ к поиску себя, осознания собственного стиля жизни, работы, чего угодно, любого проявления. И здесь может быть интересным понимать, какие тенденции заложены в каждого человека.

Вы также можете почитать статью "Соционика и профориентация".

В двух словах напишу про влияние типологий на профессию:

Соционика определяет

1) Способности человека

2) Стиль поведения человека

Значит, соционика может определить те области, в которых человека «будет продвигать», где у него будет лучше получаться. Каждый человек выбирает свое место, сознательно или нет, часто под влиянием внешних воздействий, нежели собственного внутреннего импульса.

Психософия определяет

1) Что будет человек мотивировать, что ему будет более интересно, а чего он будет стремиться избегать. А также — самооценку человека в разных областях, в чем он уверен, а чем скорее доверится другим людям. И довольно однозначно складывается профессиональная жизни тех, у кого соционический тип и психософский гармонично сочетаются. (Логики с 1Л, например, этики с 1Э). И больше вариантов у тех, у кого сочетание сложное (Логики с 1Э и 4Л, например) — способности у человека в одной области, а желание развивать себя — в другой.

2) Воля по психософии характеризует степень лидерства, ответственности и самостоятельности человека.

Типологии уровней определяют

Степень развития человека в целом, характер его видения мира, себя и своей роли в мире, а также степень влияния человека на происходящее.

Общая схема по таким типологиям:

1) На самых низких уровнях человек учится. Даже если ему за 50, место работы соответствует сильным функциям и нету комплексов и травм, особого влияния своей деятельностью на работу компании, на общий результат, такой человек не окажет. Даже по сильным соционическим функциям творчества в его работе практически не будет, скорее будет формальное исполнение. На мнение человека по его профессиональному вопросу будет несложно повлиять. И ему придется непросто адекватно оценивать обстановку вокруг, обстоятельства и т. д.

2) На более высоких уровнях у человека, в силу повышения степени осознанности, будет больше возможностей стать хорошим специалистом своего дела. Он сможет оценивать свои результаты более грамотно (замечу! вне зависимости о ТИМа! Точнее ТИМ даст акцент, где человек будет более-более грамотен, а где — чуть-чуть более грамотен).

Сможет взаимодействовать с коллегами и работодателем более эффективно.

3) Далее, по мере развития у человека в любой деятельности, которой он занимается, начинает проявляться «свой стиль», особенно если развитие человека шло последовательно, и до этого он достаточное время пробыл «специалистом». Тут начинается творчество. Человек учится чувствовать, что требуют от него другие, однако соответствовать этим требованием ему уже необязательно, появляется степень внутренней свободы. И даже в формальное выполнение запроса он умеет вложить частичку себя. Тут человеку (вне зависимости от положения Воли) проще стать руководителем, организатором, ибо он может осознанно рисковать и брать ответственность. Также человек лучше умеет управлять собой и проявляется умение управлять другими. На более высоких уровнях эти качества развиваются сильнее.

4) На наиболее высоких уровнях непосредственное участие человека в активной жизни компании, руководстве снижается. При том, что любое его действие, мысль на окружающий его мир оказывает более значимое воздействие, нежели на предыдущих уровнях.




Cоционика может быть полезной в фазе выбора направления своего образования, если есть сомнение и несколько альтернатив. Соционика может: подсказать, какие направления для человека более доступные в какой именно реализации они более интересны. Можно выделить два принципиально разных подхода в получении образования и профессионального развития.

Первый заключается в том, что человек осваивает то, что ему легко дается, хорошо получается. Области, в которых его способности позволяют быстро осваивать материал и достигать результатов. Области, соответствующие сильным функциям по соционике. В своих «сильных» областях человеку легче осознать себя, решать возникающие трудности и исправлять ошибки. Такая деятельность способствует повышению самооценки. Человеку комфортно, яснее перспективы. Осваивая язык своей профессии, человек глубже осознает свои особенности. Главное здесь — не останавливаться на достигнутом, а использовать данные априори способности для развития.

По мере развития сильных функций, как правило, прорабатываются также и слабые, либо вокруг человека создается ситуация, где вопросы по слабым решаются сами собой (через партнеров, например, или же вопросы просто редко возникают).

Второй заключается в том, чтобы развивать, напротив, свои слабые стороны. Здесь предполагается, что предмет сильных функций осваивается легко и не всегда обязательно специально учиться. А слабые функции требуют отдельного образования. Здесь человеку приходится сложнее, ибо априорных способностей меньше, сложно «додумать-догадаться», а требуется вначале терпеливо накапливать опыт, опираясь на чужой. Осваивать правила и законы. Здесь значительно сильнее обучение зависит от преподавателей, требуется контроль, советы, указания, оценка со стороны — гораздо сильнее, чем при первом варианте.

Для успешной грамотной профориентации рекомендуется ответить себе на следующие вопросы:


Что Вы хотите? (какие области, кем работать, в какого рода организациях, с какими людьми, чем заниматься, какие перспективы вам интереснее. Какие предметы и области хотите изучить. Кем видите себя лет через 8?) И ОБЯЗАТЕЛЬНО это учитывать и на это мысленно себя направлять.
  • Чего вы точно не хотите? Каких предметов предпочли бы избежать при обучении? Какого рода работу точно не хотели бы выполнять? Если вы пойдете по верному пути, с «не хочу» вы не столкнетесь.
  • Ваш ТИМ в соционике, что характерно для него.
  • Социальное влияние — куда вам рекомендуют поступать, чем советуют заниматься самые близкие и значимые люди, чего от вас ждут. (это нужно учитывать, ориентируясь при этом на свои собственные цели и предпочтения).
  • Ваши возможности (по времени, по финансам — сейчас очень свободный интересный период. Вы можете учиться самостоятельно, читать книги, посещать тематические встречи, учиться на дневном, на вечернем, на заочном, на курсах, подбирая для себя подходящий график, расценки (в том числе бесплатное образование вполне реально), уровень подготовки и прочее.
  • Вопрос «зачем я этим занимаюсь» не должен вызывать негативных ассоциаций и мыслей. Либо вы знаете на него ответ, либо предвкушаете узнавание его в ближайшем будущем. Иначе — задумайтесь еще раз насчет вашего выбора.
  • В чем вы готовы разбираться бесконечно долго, совершенствоваться, помогать другим? (Даже если оплата будет невысока, даже если высокого признания не получите). О чем вы можете долго разговаривать, рассуждать?

Автор: Юлия Колесниченко