О фоновых функциях
О фоновых функциях в соционике (о соционике Вы можете почитать здесь) я бы хотела написать, поскольку это самая сильная функция у человека при этом, наименее осознанная. Что такое фоновая функция? Представьте себе, что есть сильный подсознательный инстинкт у человека, влияющий на его действия, мысли, выборы. Человек не проговаривает его вслух, не обдумывает, и не может назвать сие каким-либо образом. Но влиять оно влияет. Так вот, согласно соционике, у каждого человека этот подсознательный канал транслируется через фоновую функцию. Как на радио, трансляция идет с определенной частоты. И таких частот 8. (Далее идет текст, понятный тем, кто знаком с соционической терминологией). Итак, у нас имеется 8 аспектов. Разберем их по порядку. Чего есть такого примечательного в фоновой?
- мы не контролируем ее влияние на нас
- она помогает нам создать или выбрать подходящую обстановку
- она дает нам успокаивающую картинку будущего
- по фоновой человек чувствует у себя результат, ощущение покоя и предсказуемости и только дуалы и схожие с ними личности способны выбить фоновую из колеи настолько, что человек начинает ее осознавать
Драйзер и Максим Горький, фоновая белая сенсорика.
Сенсорика ощущений, сознание того, что все будет хорошо в физическом плане, если что, все вопросы со здоровьем и ощущениями можно легко решить — с одной стороны, помогает и дает сил и уверенности в себе. С другой — Драи и Максы склонны к консервативности именно из-за своих привычек, сохранения физической зоны комфорта. Она индивидуальна, и человек, с одной стороны, гибок к изменениям физических условий (БИ-ЧС), а с другой — ригиден. Свои ЧС и БИ Драйзер и Макс хотя бы осознают и готовы с ними экспериментировать. А нарушения внутренной сенсорной гармонии не потерпят и, во имя сохранения оной, будут создавать элемент расслабленности и вводить привычки, чтобы окружающие вьягивались и не рвались что-либо менять. Это неосознаваемая функция, потому изменения все же иногда происходят, но, мгновенно, фоновая перестраивается и работает (создает внутренний комфорт) уже для новой ситуации. Создает ощущение «слитности, вязкости», из которой не хочется другим вылезать. Это происходит все неосознанно (в отличие от Дюмы, у кого сей замечательный аспект в базовой).
Штирлиц и Гюго, фоновая черная сенсорика.
Здесь аспект силовой сенсорики буквально толкает человека туда, где он будет в должном статусе и безопасности. Такому человеку (в отличие от Наполеона или Жукова) не нужно явно утверждать свои позиции, просто так случается, что всем и так все понятно. Человеку не нужно явно обособлять свои границы, кого-то яро защищать — близкие априорно и так под защитой. Бессознательный выбор толкает человека на те мысли, поступки и поведение, которые создают нужный черно-сенсорный фон. У фоновых функций бывают исключения, некая экстренная ситуация, когда человек взрывается и вспышкой решает свой вопрос. У экстраверта вспышка по фоновой экспансивна, у интроверта — едва заметна, но не менее мощна.
Гамлет и Джек Лондон, фоновая черная интуиция.
Фоновая интуиция возможностей дает ощущение целого веера всего в голове, в идеях и мыслях, который с каждым изменением ситуации меняется и веерится все сильнее. Соответственно, какой веер у человека возникает — так человек себя и ведет и решения принимает. Картинки веера видит — и выбирает ту, которая нравится больше. Но объяснить, почему веер возможностей именно такой — не получится.
Достоевский и Робеспьер, фоновая белая интуиция.
Здесь фоновая интуиция времени, и здесь она работает аналогом вечности. Тут нет вчера, сегодня, завтра, можно как угодно играть воспоминаниями и не сильно торопиться что-то сделать в будущем — ведь если событие есть (в мыслях, в желаниях), то, значит, оно и в жизни есть (придет время — и оно даже может материализоваться), но на временной континуум мы смотрим сверху, а не из точки на календаре. Влиять на человека будет та картинка вечного, которая перед ним предстанет, и опять, это словами не объяснить, явно не почувствовать.
Гексли и Наполеон, фоновая черная этика.
Здесь этика эмоций олицетворяет сильную экстравертную энергию, жажду деятельности, общения, кипиша вокруг себя. Этот сильный энергичный фон поднимает даже самых сонных и флегматичных сотоварищей. Эта энергия помогает выстроить нужные отношения с людьми (уже через БЭ) и, при желании, манипулировать менее энергичными, как душе будет угодно (само собой, инстинктом). Наполеоны и Гексли часто ценят отношения в силу общей, неТИМной порядочности. Но, те, кто ей не обладают, могут запросто менять людей вокруг себя, расставаться, возвращать людей, поскольку всегда чувствуют, что этики им на это хватит (белой, а не черной).
Есенин и Дюма, фоновая белая этика.
Милые веселые товарищи неожиданно сильно зависят от отношений с близкими и не только, людьми. Им важно находиться в приятных им кругах. Интроверты, они не будут влиять на людей активно, менять их мировоззрения и взгляды, они просто окажутся там, где люди именно такие, с кем им хочется общаться. Само собой их потянет и заинтересует то пространство (физическое, интеллектуальное, социальное), которое их этика требует в момент сейчас.
Жуков и Дон Кихот, фоновая деловая логика.
Деловая логика позволит человек реализовать свои сильные функции только там, где есть поле делового общения. То есть, человек оказывается там, где ему все ясно по ЧЛ, где он может быть эффективен, работать, действовать (или как он это предпочитает). Но для него это явно не важно и неценностно. Ценностно то, над чем он кипит, думает и старается. Это базовый блок, детский блок, порой, суперэго. Но без фона по ЧЛ остальное невообразимо. Другой момент, что подходящий фон ему помогает генерить сам ТИМ и сила этой функции везде и всюду. И, все-таки, от реализованности своих деловых качеств эти два ТИМа довольно прилично зависят.
Бальзак и Габен, фоновая белая логика.
А у фоновой белой логикой бесконечная потребность иметь полное понимание происходящего (которую ТИМ сам собой и удовлетворяет, автоматически. На уровне сознания они имеют ощущение этой понятности и правильности почти что всегда и везде (если только дуал не выбьет из колеи ненадолго). На уровне витала (подсознания по-соционически) мир притягивает их туда, где это понимание создать возможно и легко.