Уровни проработки программы психики

Жалюзи на пластиковые окна вертикальные жалюзи на окна. Сертификат исо iso 9001 iso.biz.ua/iso-9001.html.

О программах психики.
Об уровнях проработки соционического типа

Необходимый словарик:
Проработка — процесс, в котором мы:
— анализируем ситуацию, проблемы, особенности
— мы осознаем, что же мы хотим получить и изменить
— мы приступаем к изменениям
— мы доводим их до результата, которым мы довольны.
Осознание — способность видеть конкретную ситуацию (программу, себя, других):
— полно и с разных сторон
— сочетая собственный взгляд и восприятие окружающего общества
— меняя это «видение» по мере изменения ситуации.
Программа — предварительное описание предстоящих событий или действий, программа психики — неосознаваемый повторяющийся сюжет, черта или проявление.

Цель этой статьи — показать и сделать понятной Вам концепцию о программах психики. Идея выделения уровней осознания я взяла у Авессалома Подводного. В свое время меня поразило то, насколько подробно он описывал каждый элемент из астрологии (планету, знак, аспект, дом) в развитии в психике человека. И позже, занимаясь типологиями личности — поняла, насколько это важно. Неоднократно сталкивалась с тем, что любители соционики не находили консенсуса, почему же «вот этот Жуков» такой вежливый, а «те двое» — грубы и не воспитаны, тогда, как этика у них работает «одинаково». По каким причинам некоторые люди успешно реализуют свои болевые и прочие слабые функции, а некоторые по своим сильным едва могут свести концы с концами. Да, это зависит от индивидуального в человеке и все описанию не поддается. Но, может быть, есть закономерность? И она нашлась. В статье выше она описана для соционики, здесь возьмем масштаб шире.

Аналогия: шарик = программа.

Первый уровень

«Мир — это я.» «Моя программа есть у всех."
...Человек внутри шарика.
Человек и его мир — внутри программы.
Когда человек осознает свою программу на первом уровне — сложно говорить о том, что он ее вообще осознает. У человека есть некая черта характера — однако он ее вообще не замечает. Он живет ей. Чем ярче в человеке проявлена черта в какой-то из типологий — тем более вероятно, что именно с этой типологией и надо с ним работать — повышать осознание.

Как правило, другие люди замечают эту черту за человеком — но если говорят ему „ты такой!“ — тот либо отрицает (категорично), либо подтверждает „ну да, как же иначе… все такие.“ Человек не понимает контрастов, не осознает, что есть что-то вне этой программы. (Человек с зарплатой 40 тыс будет считать себя обеспеченным, пока не встретит человека с зарплатой 100 тыс).

Глубоко в подсознании лежат и программы гендерные „я — женщина“ и „я — мужчина“. Большинство людей затруднятся ответить, почему существует физическое влечение к противоположному полу. Есть „хочется“ и есть „хочу“. Вот чем сильнее „хочется“, тем сильнее ведут нас куда-то неосознанные программы. Почему „хочется“? Для чего? Гендерный инстинкт, инстинкт смерти и самосохранения — самые сильные и неосознанные у нас. Именно они формируют нашу жизнь, заставляя нас продолжать род и жить. Так что программы не всегда полезно осознавать (и менять) — они делают нашу жизнь такой, какая она есть. Осознавать программу нужно тогда, когда перед Вами стоит задача, и неясно, как к ней подступиться. Когда что-то не устраивает и хочется изменить… а как и где найти ресурсы? С чего начать? Вот тогда полезно разобраться, что же отделяет нас от желаемого. Выявить „программу“ и проработать ее так, чтобы развитие шло в нужном ключе.

Первый уровень — подобен инстинкту — программа кажется само собой разумеющейся. На первом уровне невозможно оценить себя, сравнить, посмотреть со стороны. Человек не осознает, что работает программа. Талант он считает своей заслугой, а отсутствие таланта у других людей — их сильным недостатком. Сложно выделить постоянные черты своего характера, кажется „здесь я такой, а тут веду себя иначе“. И здесь человек видит и других людей через призму своей программы.

Рекомендация для проработки программы первого уровня: Познакомьтесь с программой. Сравните себя с другими — найдите людей, у которых схожая программа, и людей, у которых она другая. Что отличает их? Допустите, что то, что Вы считаете самым важным — для многих людей незначимо. Примите, что не все согласны с Вашими предпочтениями.

Примерами часто бывают довольно глобальные программы: установки „о мире“. Гендерный стереотип о том, что „мужчина должен вести себя определенным образом, завоевывать и проявлять активность“. Вот такая установка, к примеру, у многих мужчин даже высокого уровня развития. Но мужчины разные, для каждого будет какая-то своя область, где мужчине комфортно проявлять инициативу и активность. И далеко не со всеми и не везде будет желание это делать, да и не везде оно нужно. Не всегда верно отметать эту программу установкой «мужчина никому ничего не должен» — ведь программа существует не зря. Однако в нее можно внести тот смысл, который будет близок именно Вам.

Критерий «первого уровня»: глобальность и непробиваемость. Если Вы не можете переубедить человека — то наверняка Вы встретились с установкой «первого уровня». Что делать? Продолжая убеждать человека скорее всего потратите много времени и сил бесполезно, заставив его против искреннего согласия — заработаете себе недоброжелателя. Однако существует решение: переведите программу на второй уровень! Объяснения неправоты, даже с жизненными примерами; объяснения нецелесообразности — не сработает. Однако, если человек освоит новую систему знаний от авторитетного источника (изучит соционику или другую типологию, где та самая «программа» описывается), он вполне повысит уровень своего осознания программы до второго, где вполне предсказуемым способом можно договориться.

Второй уровень

"...Человек — это шарик…"
«Мир разный». Человек понимает, что у него такие-то качества сильные, такие-то слабые, у других людей иначе. Он видит у себя некоторую программу, видит, что у других людей бывает иначе. Он идентифицирует себя с этой программой. «Я же мужчина, как я могу поступить иначе»..., «У меня не хватит сил… не получится…», «Я так живу и к этому привык». Он оценивает себя и других из позиций этой программы, замечает ее состояние у себя и у других (человек, которые стремится стать богатым — обращает внимание и сравнивает материальное состояние окружащюих его людей). В отличие от предыдущего уровня — программа имеет привязку к личности. То есть человек понимает, что у других людей все чуть иначе. (другие мужчины ведут себя иначе, но я… не могу, ведь я должен).

Мы все еще в замкнутом мячике, однако он стал прозрачным. Представьте себе человека с установкой «я сенсорик и у меня не развита фантазия». Как Вы думаете, будет ли у него развита фантазия в какой-нибудь любимой ему сенсорной сфере, в приготовлении пищи? в спорте? в танцах?. Нет. Согласно соционике, фантазия, верно, лучше развита у интуитов (и само понятие «фантазия» скорее интуитивное), однако в «сенсорных» областях — она лучше развита именно у сенсориков. При этом, если человек живет с такой установкой на втором уровне — то ему даже свою сильную сенсорику развить будет непросто. И любой «провал» в ней он будет объяснять слабой интуицией. И скорее всего у такого человека просто нету большой и искренней цели, для которой ему потребовалась бы фантазия. Заметим, из аналогии "человек — это шарик» — он постоянно сталкивается с другими шариками, что влияет на его самооценку и на оценку других шариков им.

Критерий программы второго уровня: четкое выделение полюсов, частые попытки объяснить свои удачи/неудачи, свое поведение программой.

Рекомендация для проработки программы второго уровня:
Любая программа второго уровня человеку не нужна вообще ни в слабом виде, ни в сильном, ни в каком другом. Ощущение ее нужности, проблем, ею вызванных — внешнее влияние на человека (влияние социума, кого-то из окружения), или комплексы, которым нужно не программу проработать, а указать человеку на его несовершенство. Поэтому, если у Вас какая-то сложность, и Вы определили ее, как программу второго уровня — проработайте важность этой программы для какой-то своей важной цели. Если программа ведет к цели, цель Ваша и искренняя, желаемая — действуйте, программа подтянется сама собой. Именно потому, когда возникает запрос «хочу развить у себя вот это» — первый ответный вопрос специалиста должен быть — «зачем?» «откуда это желание?». Если выяснится, что «просто так», «для самоутверждения перед другими людьми», потому что «по статусу положено», «чтобы было» — то работать нужно не над этой программой. Проработка программы без осознания целесообразности — не принесет удовлетворения и желаемого результата.

Выделите сильные слабые и стороны своей программы. Где лучше всего применяется Ваша программа? Где стоит включить ее «на полную катушку»? Где — в приглушенном варианте? Где стоит избегать ее проявлений?

Третий уровень

"...Человек возле шарика и катит его в своем направлении…"
Человек не равен программе, но умело ей пользуется.
Здесь Вы уже более чутко чувствуете свои программы и, по сути, Вам уже не необходимо проходить типирование, изучать типологии, чтобы разобраться в себе. Человек на этом уровне чувствует свои программы и понимает, в чем их сильные и слабые стороны. Как именно применить ту или иную программу в каждой ситуации.

Например, Дон Кихот, который с помощью своей слабой болевой этики отношений умеет мирить других потому, что более чутко, чем другие, чувствует конфликтные ситуации. На этом уровне нету «слабостей» в привычном понимании.

Человек понимает, что его талант — это не его заслуга. Заслугой будет именно выражение его таланта, умение создать что-то особенное, что-то такое, что не создаст никто другой даже с теми же талантами (или «сильными функциями»).

Третий уровень — осознанная проработка своей программы. Возможно, не всегда простая. Но всякий результат будет приемлемым для человека. У него в руках шарик, который он может катить быстрее или медленнее, может закатить в угол и оставить его там, может подбросить вверх. И он четко знает, как именно нужно в каждой ситуации. Человек здесь не очень хорошо понимает, куда и зачем он идет, почему ведет себя именно так и что ему делать дальше, однако однозначно знает, это правильный, искренний и единственный ему возможный вариант.

Он воспринимает свои «слабые места» не как недостатки, а как некие черты, от которых где-то есть плюсы и свои сильные места не как достижение, а как данность, которую надо развивать и учиться с ней жить. И схожие черты других воспринимает с похожих позиций. Программа тогда оказывается на третьем уровне, когда она служит искренней и важной цели у человека. Цель может быть четко сформулирована, либо может быть размыта (но четким будет ощущение, что это важно). Не совсем понятно, что за этой целью. (сама цель, как маяк — но все пространство не освещено). Поэтому, как правило, с программой третьего уровня проблем не возникает. Скорее возникает потребность видеть шире последствия этой программы.

Критерий программы третьего уровня: самостоятельность и ответственность за свою программу. «Оригинальная» ее реализация, разнообразная в разных ситуациях.

Рекомендация для проработки программы третьего уровня: Что лежит в «тени» Вашей программы? Для чего Вам нужна эта программа? Что будет в случае ее отсутствия? провала по ней? Попробуйте «катить шарик» чуть иначе — что изменится? Возможно, вернетесь к изначальному, но с другим осознанием.

Четвертый уровень

"...Человек выбирает нужные ему шарики и катит их в своем направлении…"
Здесь человек уже освоил программу, освоил особенности своей личности. Он может выходить за рамки этой программы. Чтобы выйти за рамки — нужно понимать, куда выходить. Что есть «тень» программы (то есть, что сулит ее отсутствие), в каком виде она может быть. Если на третьем уровне программа развивалась в человеке с некой целью, то на четвертом уровне программа реализует ценности человека, его «миссию», то есть то, что еще ближе к его индивидуальности. Человек с помощью программы четвертого уровня может осознанно и целенаправленно влиять на других людей (побуждая их вести себя подобно ему/дополняя его/как-то еще, причем таким образом, что им самим это захочется, для них это будет естественным). Программа четвертого уровня реализованная часто является значимой для общества (для многих людей), так реализуют художники свое нестандартное видение мира, вызывая у масс людей новые эмоции. Оговорю, что известность — не критерий.

Он может выйти за рамки своей программы. Это в жизни не всегда потребуется, но зато человек видит, зачем эта программа ему нужна, в чем ее смысл. Как и на втором уровне — на четвертом появляется контраст, видны разные грани. На втором человек это многообразие проецировал на других людей «я такой, они другие». На четвертом он это многообразие реализует через себя «я такой и еще такой и могу быть таким» — как следствие, человек хорошо чувствует других людей (не 100%, но глубже, чем раньше, ведь он проживает в себе и осознает какую-то их программу). И, соответственно, своими действиями он на них влияет. Если у человека возникает потребность реализовать некую свою программу на четвертом уровне — то явно или неявно будут вовлечены другие люди. А у них эта же программа, если выражена, будет проявляться иначе. Чтобы сними взаимодействовать, человеку так или иначе нужно осознавать те грани этой программы, которые есть у людей «вовлеченных». Тогда взаимодействие будет глубоким и эффективным.

Комментарий: проработка программы происходит ступенчато, «перескакивать» через уровни не получится, разве что ненадолго. Хорошо, если уровень проработки программы соответствует уровню развития человека в целом (или отличается на 1). Реализовывать программу на более высоком уровне, чем Вы есть — не всегда безопасно и гармонично. Реализовывать программу на более низком уровне — недолго — нормально, а долго — «тормозит» человека.

Пятый уровень

"...Человек создает шарики…"
Об этом уровне мне писать сложнее всего.
Представьте себе, что Вы научились толкать шарик, и теперь он катится так, как Вам нужно. Вы научились толкать разные шарики серии, и знаете подход к каждому из них. Вы научились этому на своих собственных шариках. А теперь — Вы можете использовать этот навык на любых шариках. На пятом уровне проработки программы человек уже осознал (не обязательно на уровне мыслей, достаточно ощущения внутри), зачем ему эта программа, что именно в себе он с ее помощью реализовывает. И это он может реализовать уже и без программы. Программы, по сути, нету на этом уровне. Но то, что за ней стояло когда-то, проявляется в каждом слове, каждом действии.