Словарь терминов ТУАИ с пояснениями

Печать в туле штампов в туле. Торты на заказ торт на заказ свадебный.

    1. Моделирование чужого сознания, как однородного своему.
    Каждый раз, когда мы ожидаем от других людей, что они будут действовать/говорить/думать/рассуждать также, как мы спрогнозировали их поведение, в этот момент мы судим о человеке по самим себе. Как бы мы действовали/говорили/думали/рассуждали в этот момент.

    2. Моделирование чужого сознания, как неоднородного своему.
    Здесь мы понимаем, что «все люди разные» и принимаем мышление другого человека таким, как оно есть. Мы понимаем, что человек будет действовать/говорить/думать/рассуждать совсем не так, как мы от него этого ожидаем. Не судим о человеке по себе.

    3. Поле внимания.
    В каждый момент времени человек может воспринять, понять и удержать в своём сознании строго определённое количество информации. Чем шире поле внимания, тем большее количество информации мы можем воспринять, понять и удержать. Соответственно, тем на более сложном уровне мы находимся.

    4. Уровень.
    Понятие «уровень» очень тесно связано с понятием «поле внимания». Чем сложнее уровень, тем больше поле внимания.

    5. Вопрос.
    Каждый уровень обладает своим вопросом, отражающим саму суть уровня.

    6. Категория.
    Категория — это определённое свойство (понятие), характеризующее каждый уровень.

    7. Интенсивная категория.
    Интенсивная категория предполагает сужение поля внимания. Приставка «инт» означает «внутрь», то есть, человек оперирует категориями узкого смысла. Например, есть понятие «роль» — когда мы говорим о конкретной роли, то понимаем, что она не меняется. Или есть понятие «вещь» — и смысл этого слова всегда однозначно появляется в голове в виде какого-то материального объекта.

    8. Экстенсивная категория.
    Экстенсивная категория предполагает расширение поля внимания. Приставка «экс» означает «вовне», то есть, человек оперирует категориями широкого смысла. Например, при разговоре о какой-то определённой «роли» может вылезти понятие «способ» и мы понимаем, что способов исполнения этой роли может быть множество.

    9. Операция.
    Операция — это некий способ управления чем-либо.

    10. Интенсивная операция.
    Опять же, приставка «инт» означает «внутрь». То есть, человек оперируя объектом берёт от него что-то для себя. Как бы забирает энергию от объекта в свой внутренний мир. Например, узнаёт уже имеющееся название объекта.

    11. Экстенсивная операция.
    Приставка «экс» означает «вне». То есть, человек оперируя с объектом награждает его чем-то новым от себя. Например, даёт объекту имя, или генерирует какую-то новую идею. В любом случае, здесь энергия человека направлена во внешний мир, в котором он что-то творит. Для знатоков психологии, это можно сравнить с экстраверсией.

    12. Сознание.
    Сознание, как слово образовано из приставки «со» и слова «знание». Приставка «со» = совместность. Получается, что сознание, это коллективное знание о чём-то. Можно сказать, что это определённое коллективное мировоззрение.

    13. Мышление.
    Мышление присуще уже индивидуально каждому человеку. Мышление = мысль. «Как ты мыслишь?», или «Какой у тебя тип мышления?», или «Что ты думаешь об этом?».

    14. Поведение (действие).
    Поведение (действие) исходит от собственного «Я» человека. В этот момент человек действует в одиночку. Например: «Я разбил эту лампу», или «Я исполняю свою работу», или «Я смотрю телевизор». Всё это действия (поведение).

    15. Взаимодействие.
    Взаимодействие, также, как сознание, распадается на две части. «Взаимо» и «действие». Здесь появляется «Мы» и человек действует вместе с кем-то ещё, а не отдельно. Например: «Давай рискнём и откроем свой бизнес», или «Давай поговорим об этом». Обмен энергией, словами, действиями с другими людьми.

    16. Личность.
    В ТУАИ отдельное внимание уделено пониманию того, что такое личность. И это понятие делится на три категории: нет личности, закрытая личность, открытая личность.

    17. Карта личности.
    Это схематичное отображение того множества аспектов, что характеризуют и позволяют лучше понять каждого человека.

    18. Отсутствие личности.
    Человек в своей жизни руководствуется всегда лишь внешними понятиями о том, как ему нужно жить. Как он получил эти понятия — не суть важно. Они могли к нему придти во время просмотра телевизора, или чтения книги, или от совета близкого человека. Важно, что эти понятия так или иначе касаются только уровней 1, 2, 3 и 4. В качестве примеров поведения при отсутствии личности приведу следующие: «это моя работа», «он мой друг», «мне сказали, что это правда», «убивать всегда плохо».

    19. Закрытая личность.
    Когда человек всё-таки обретает собственную личность, то есть, у него появляется осознание своего «Я», в этот момент, он обретает свободу, а через некоторое время и свой внутренний мир. Однако, поскольку он ещё только обрёл свой внутренний мир, тот ещё довольно хрупок и нуждается в постоянной защите. Поэтому, закрытая личность закрыта от любой новой информации, из-за которой ей придётся пересматривать свои взгляды на что-либо, или кого-либо. Закрытие своего внутреннего мира обеспечивает надёжную защиту. Иначе есть риск разрушения личности и потери приобретённой свободы. Этот тип личности входит в уровни 5 и 6. Примеры поведения закрытой личности в реальной жизни: «Я не могу это воспринять, за отсутствием доказательств, что это истина», «Я предлагаю сейчас обсудить этот вопрос, чтобы принять обоснованное решение», «Вы не правы, потому что…».

    20. Открытая личность.
    В третьем типе личности, человек обретает, как бы, двойную свободу. Он свободен от общественных стереотипов, стремится на любой вопрос иметь собственную точку зрения и при этом, считает, что на любой вопрос может быть множество точек зрения, и даже, чем их больше, тем лучше. Он сознательно ищет новую, интересную информацию и соответственно с найденным, достраивает свой внутренний мир. Открытая личность способна пересмотреть свои взгляды на устоявшийся ход вещей за минуты и даже секунды.

    Автор: Андрей Метелица