Описание уровней
Разное в москве боксы в аренду для хранение вещей цена www.skladovka.ru. https://rosothod-kuban.ru примеры вторичнои переработки отходов.
Согласно данной типологии, можно выделить десять уровней, среди которых восемь основным и два мифических, описанных в другой статье. Каждый уровень рассказывает про особенности восприятия человеком мира и себя в зависимости от того, что может находиться в поле внимания человека. Теория уровней описывает, как уровни проявляются в жизни, в обучении, в работе, во взаимодействии с другими людьми и т. д.
Исследуются идеи о том, как развивать эти уровни у себя, что может быть важно и применимо в обучении детей и взрослых, при приеме на работу, для организации своей деятельности, а также в психологии, для воспитания детей, для осознания и понимания себя и развития своих талантов. В общем, там, где требуется понимать лучше себя и других людей. ТУАИ выделяет довольно яркие и заметные черты человека и одновременно дает разобраться в ньюансах. Открывает для человека новые возможности своего развития.
ТУАИ 0
Сейчас предлагаю разобраться с тем, что являет собой 0 уровень ТУАИ. Наверное, сразу следует упомянуть, что он вполне реальный и существует в природе (я наблюдал его неоднократно у других людей).
Как известно, 0 уровень, это когда в поле внимания у человека нет ничего. Пустота. В качестве примеров обычно приводятся спящие люди.
Но давайте разберём его чуть подробнее всё-таки :)
Особенности этого уровня таковы:
-
1. Всегда находиться на нём не может ни один нормальный человек и ни одно нормальное животное.
2. Хоть какое-то взаимодействие с этим уровнем невозможно в принципе.
3. Яков Фельдман сопоставляет этот уровень со стратегией "Аутсайдер" в обществе.
А теперь, чтобы у Вас в голове сложился достаточно чёткий образ этого уровня, давайте представим себе ситуацию, которая может быть с каждым человеком и даже, вполне возможно, уже случалась неоднократно даже с Вами лично.
Ситуацию такого рода: Вам нужно что-то сделать. Рядом с Вами стоит человек и пытается объяснить, что ему нужно, чтобы Вы сделали. Но Вы при этом не только не слышите его инструкций, но даже не видите того, что он Вам показывает в этот момент в качестве иллюстрации к заданию. Вам это неинтересно, не нужно. И Вы даже не пытаетесь утруждать себя восприятием этой информации. Даже если он вдруг закричит на Вас, чтобы «разбудить», Вам от этого ничего не станет. Вы даже не услышите его. В этот момент Вы физически будете находиться возле этого человека, но при этом Ваше сознание будет просто отключено. Можно даже сравнить эту «отключку» с потерей сознания — это тоже будет верно. В итоге, этот человек понимает, что говорить, показывать или как-то по-другому пытаться Вас растормошить бесполезно.
Собственно, я здесь описал не только 0 уровень, но ещё и его стратегию "Аутсайдер".
В качестве примеров из жизни сюда, как уже говорилось выше можно привязать такие: любой спящий человек, пьяный, наркоман, видящий грёзы, или же путник в пустые, видящий мираж.
ТУАИ 1
1 объект во внимании.
Существует один поток. Наблюдаем один объект, и его «хочется больше». За ним хочется идти, от него сложно отвлечься и даже допустить, что реален какой-то другой объект. Однако, едва человек отвлекается от исходного объекта — находится сразу второй. И он становится первым и единственным. Когда внимание поглощено — сложно думать, концентрироваться на чем-то другом. (Едим суп и совершенно не слышим, что нам говорят, например).
Зато сосредоточение на этом самом первом объекте идеально. Не надо никуда идти, бежать, стремиться — это все будут делать другие уровни. Надо просто быть, просто воспринимать, просто хотеть. Одного слова достаточного, одного звука. Мышление ТУАИ 1 условно называют «магическим» — возможно есть связь с тем, что энергия не распыляется, а она вся тут. В одном объекте. Страшно может быть это потерять.
Такое мышление у маленьких детей, которым сложно оценить ситуацию, они просто в ней и все (2 ТУАИ это также касается). Которые держат и играют с одной игрушечкой и внимание переключить не могут, не хотят. А взяв вторую игрушку — про первую забывают.
Такое мышление у «собственников», бизнесменов, тех, для кого увеличение финансовых накоплений — цель. «Все мое», «хочу еще больше», касаемо материальных средств — часто происходит именно от 1 ТУАИ. Ведь если «этого 1» не будет — то что? Надежда только на другие уровни ТУАИ. А так — копить и не отдавать. Кому отдавать? Никого ж нет… «все мое».
Нет понятий «хорошо-плохо», нет оценочного мышления, нет критического мышления — оные появляются на других уровнях.
Мышление: магическое (все возможно, все есть, между реальным-нереальным нет границ); Стратегия: потребитель, ценности материальные
ТУАИ 2
Несколько объектов во внимании.
Здесь появляется понимание «это хорошо, а это плохо» — и, помещая объект в одну из категорий, без помощи с других уровней сложно вывести его в другую, ибо нет полутонов. Однозначная оценка. На этом уровне появляется понятие «территории», границ между своим и чужим. Двойка уже чувствует пространство. И если рассматривать ребенка — то он уже может играть с несколькими игрушками сразу, однако еще не может играть сюжеты. Создавать и проживать маленькие истории — это заслуга следующего уровня и выше.
На этом уровне человек умеет отделять себя от других и внешнего мира, видеть сходства и отличия. И они значат для него что-то вполне конкретное и определенное. «Он не такой-то ***, не будем общаться». Хорошо проработанная 2 ТУАИ дает соционическим интуитам эффект хорошо проработанной сенсорики. Взрослые с акцентированной 2кой часто обращают внимание на внешний вид, детали одежды себя и других, внимательны к деталям.
Если это ученик в школе и у него не проработанные 3-4 ТУАИ при сильной 2ке, то ему очень сложно будет разбираться в формулах, правилах, законах. Они будут для него, словно набор символов, картинок — не имеющих связей.
Мышление: этическое, сравнивающее, свои-чужие; Стратегия: потребитель, ценности материальные
ТУАИ 3
1 процесс во внимании.
Здесь дети учатся осваивать правила и алгоритмы, наподобие того, как перейти улицу и что надо купить в магазине. Осваивают школьную программу на уровне «выучил — сдал» (более глубокое понимание предмета возможно на 4ке и выше). Взрослея, ставят и видят цели. Могут наметить путь достижения. Однако, при сильном упорстве, достижение цели происходит «по головам» других, поскольку осознание того, что у других людей тоже есть цели и что своим упорством можно кому-то помешать — обычно приходит с 4го уровня.
Тройка довольно целеустремленна и ей как будто не важно, что будет после достижения цели. «Выучу-спишу-сдам экзамен-забуду», «Пришел-увидел-победил». Им свойственен некоторый максимализм. 3 ТУАИ — попадание в социум и желание чего-то в нем добиться, стать «вот таким»!. Но пока еще — не вести длительные программы, пока без подстройки под это общество. Без понимания своего вклада в него. А просто, ради цели. В отличие от двойки, тут нет «хорошего» и «плохого» — есть цель и все оценивается относительно нее. «Цель оправдывает средства».
3 ТУАИ перекликается с мышлением подростка, который начинает осознавать, что вокруг него есть социум, который его как-то оценивает, в котором сам подросток хочет выделиться или скрыться. Перестает слушаться родителей, прогуливает школу. До тех пор, пока на 4ке не научится выстраивать свои отношения с другими. На 5ке его ждет взросление и реализация его талантов, осознанная организация его жизни. Тройка у взрослого человека дает целеустремленность, умение соблюдать сроки и все делать вовремя.
Мышление: эстетическое, целенаправленное
ТУАИ 4
Несколько процессов во внимании.
Вообще 4ка ТУАИ — адаптация в социуме. Когда человек замечает, что кроме него самого и его целей есть и другие люди и что у разных сообществ цели и правила свои, разные нормы общения. Чтобы попасть в коллектив — нужно обладать определенными качествами, развивать их, соблюдать некоторые правила и делать определенные коллективом вещи. То есть проживать определенную роль, данную коллективом.
Если человек занимает должность — то на 4 ТУАИ он чувствует в себе необходимость быть таким, каким предполагает его компания и специфика профессии — и если он таким не будет, то может этой должности и лишиться. Риск, предприимчивость приходят на 5ке, а на 4ке человек трепетно соблюдает предписания и правила, учась и умея согласовывать их с другими людьми, кооперируясь, сотрудничая. И получает он те предсказуемые результаты, которые, опять же, предписаны выше.
Обучающиеся на 4 ТУАИ довольно исполнительны, к экзаменам готовятся так, что знания остаются и после его сдачи. Умеют осваивать разные правила и дисциплины, которые становятся все сложнее и сложнее. Решать задачи, где требуются знания из нескольких областей сразу. В 4 ТУАИ — могут быть инструкторы, преподаватели, хорошие специалисты, исполнительные работники. На уровне 4ки важны традиции, церемонии. Человек обязательно в какой-то роли-таки-находится, а, чаще всего, в нескольких сразу. «Ты же ***, значит ты должен делать то-то, вести себя так-то» — такие моменты актуальны для 4ки. Действия с 4ки всегда предсказуемы, 3ки тоже. На 4 ТУАИ, как и на 2 ТУАИ — людям свойственно оценочное мышление.
Мышление: ролевое; Стратегия: транслятор, ценности социальные
ТУАИ 5
1 карта во внимании.
На уровне 5 ТУАИ появляется риск и непредсказуемость, поскольку тут человек не просто видит различные правила и дорожки, согласно которым можно жить, но всю «карту своей жизни». То есть все множество дорожек. Более того, перед ним расстилается «весь лес», в котором он может протаптывать тропинки самостоятельно. Поначалу, не всегда понимая, куда они его выведут, где будет тупик. Но столкнувшись с препятствием 5 ТУАИ найдет, вытоптает себе другие дорожки, которые будут вести его дальше собственных и чужих целей, открывая новые горизонты. Потому на 5ке впервые рождается свободное, творческое мышление. Творческое относительно 4ки, относительное ролей и правил, пока еще несвободное от своего собственного восприятия. Но уже новое, уже индивидуальное.
Здесь человек готов рисковать, брать на себя ответственность за риск. Вообще понятие ответственности, согласно ТУАИ, рождается именно здесь. Ведь на уровне 4ки человек делает то, что должен и получит то, что полагается — и ответственность перекладывает на роль, на начальство, на правительство, на общество, на других людей. На что угодно — кроме на самого человека. А на 5 ТУАИ человек может брать инициативу, и, управляя другими, он будет не просто передавать задания и обсуждать их со своим старшим начальством, но и предлагать свои идеи, брать на себя риск за действия подчиненных и за собственные, он будет автономен. На 5ке человек может грамотно распределять обязанности по своим подчиненным и нести ответственность и за работу других людей.
На 5ке без 4ки может быть сложно и малоинтересно в коллективе, где все предсказуемо и мышление ролевое. ТУАИ 5 часто открывают свое дело, выдумывают что-то свое, идут на риск, реализуют новые идеи. Самостоятельно решают возникающие проблемы, смелы, однако зачастую не понимают последствий своих действий. На 5ке можно действовать, словно специалист, не имея предварительной длительной подготовки — человек воспринимает «карту», может попробовать осмыслить, где-то местами подучиться — и у него получится. Здесь появляется мышление «все возможно», «все желания могут быть реализованы».
Здесь появляется импровизация в противовес заучиванию готового и повторению чужого. 4+5 — импровизация на базе выученного. Уходит оценочное мышление — «нет правильного, неправильного, хорошего, плохого» — есть просто поступок. Все зависит от желаний человека и можно выстроить свою жизнь согласно им. Можно отходить в сторону от правил и действовать нестандартно. 5 ТУАИ важна и нужна свобода, как возможность делать так, как хочется, а не так, как «должно, предписано, положено» (в противовес 4 ТУАИ). Пока еще не совсем ясно, откуда брать реально новые творческие идеи (это к более высоким уровням), но уже в мышлении заложен тот факт, что любые идеи реализуемые. Человек свободен в выборе чего угодно в своей жизни и самой жизни, как таковой. Он несет ответственность перед самим собой за этот выбор, не всегда будучи уверенным в том как развернется ситуация. Что, собственно, не столь и важно — важнее то, что можно жить собственной свободой, от импульса своих желаний, осознавая их значимость для себя и других.
Мышление: свободное
ТУАИ 6
Много карт во внимании.
На 6 ТУАИ человек способен, рискуя, четко осознавать последствия, просчитывать риски заниматься организацией более крупного масштаба. Если это область науки — то здесь человек может изучать разные области (или свой предмет с точки зрения разных теорий), уметь сопоставлять и оценивать ситуацию из нескольких ментальных моделей сразу. Может научиться хорошо играть в шахматы, просчитывая ходы и продумывая стратегии. Если у человека активная 6ка при отсутствии 5ки, то рисковать ему неинтересно и непонятно, «зачем, когда можно все исследовать, описать и продумать». Чтобы написать книгу, нужно сначала проработать все-все темы, всю-всю теорию, даже если книга художественная, чтобы соблюдалась полная реалистичность (фантастика появляется на уровнях выше). Что-то попроще — словно непонятно, как писать, и зачем.
Если 5ке легко командовать отделом в организации, даже создать свой отдел, нанять туда работников, следить за процессом, вводить новое и развивать деятельность отдела, то 6ке доступно командовать всей организацией, где множество таких отделов (=карт), разнообразное.
Люди с 6 ТУАИ, но без вышестоящих уровней, умны, могут разобраться во многих дисциплинах, писать учебники, книги, разрабатывать теории, ставить эксперименты, быть творческими, быть предприимчивыми, хорошими политиками, экономистами, кем угодно. Но в них еще не реализована их уникальность, еще не видно особенного творческого потока, пока не проявлена гениальность и способность создать что-то принципиально новое и парадоксальное. Это становится доступным выше.
Восприятие 6ки ограничено «общепринятым». Например, есть законы физики, которыми пользуются годами. Можно разрабатывать, создавать что-то, но только в рамках этих законов. Есть определенное представление о мире — и за рамки его сложно выйти, хотя внутри него можно реализовывать себя сколь угодно глубоко, ведь ролевых ограничений уже нет, все возможно и нужно лишь правильно это осмыслить, изучить, описать. В любом новом происходящем 6 ТУАИ позволяет воспринимать то, что похоже на это «новое», то, что было в прошлом опыте, что ранее изучено. 6ка ТУАИ — уровень, подразумевающий системное мышление, многомерное восприятие, умение удерживать много мерностей информации сразу. Разносторонние интересы, умение создавать что-то свое, обобщать, систематизировать уже созданное. Но это еще не совсем «творчество».
Мышление: научное; Ценности: культурные, свои-чужие; Стратегия: автор
ТУАИ 7
1 мир во внимании.
Здесь возникает парадоксальное мышление, идеи, опровергающие все предыдущее и предлагающие нечто новое и уникальное, резко уходящее от привычного.
Человек воспринимает некоторым уникальным, свойственным только ему образом. Если на уровнях до 7 ТУАИ человек смотрит на вещи, на людей и видит то же, что видят и другие — то на 7м он может отойти от этого общепринятого видения и включить свое творческое мышление. 7ка всегда является чем-то отличным от привычного людям. Так по 7ке появляются первые фантастические фильмы, после многих лет убежденности в Ньютоновкой физике появляется квантовая механика, а за ней и теория струн. Необычное искусство вроде кубизма, Сальвадора Дали и многое другое.
Согласно Я. Фельдману, «78 есть у детей, так как они по своему месту в мире странники — иных ролей им пока не дали». Тогда, когда дети верят в сказки, во что-то нереальное, во что-то, чего, согласно научным и социальным нормам, не существует. Но будучи неопытными, несоциализированными, им свое творчество по 7-8 ТУАИ проявить сложнее. А когда эти уровни включаются у взрослого человека или у совсем молодого, но уже осознающего себя и свои цели, человек может эти уровни реализовать.
У 7 ТУАИ видение мира не опирается на логическое, выученное, написанное кем-то другим, исследованное, как у 6ки. Оно уникально — у человека есть свой мир. И к чему это человек ни прикоснется, какую тему жизни ни затронет, возникнет что-то новое, уникальное, что-то живое. Новые парадоксальные теории общество принимает неохотно, поскольку большинство его находится по уровням ниже 7ки. И не с чем сравнить, не проверить никак, что же это создано такое новое. Однако со временем некоторые теории находят свое подтверждение и все больше людей в них верят, их документируют, описывают, включают в рабочие и учебные программы. Парадоксальная теория становится «нормальной», по 6ке, и на смену ей приходят другие парадоксальные.
На 7 ТУАИ нету «сопоставления с образцом», с прошлым опытом (своим или чужим), новое действительно оказывается новым. На 7 ТУАИ начинается некая интеграция различных частей, в которых хорошо разбираются те, кто на 6ке и ниже. Такое уникальное восприятие может объединить собой все, имеющееся «сейчас» перед этим человеком. То есть, влияние черт своего характера, влияние общества, людей вокруг, влияние того, что конкретно происходит — объединяется одним человеком. И он сознает в себе это все вместе, а не по частям. Умеет состыковать разные, не пересекающиеся, казалось бы, фрагменты жизни. Противоречивые в том числе, если они ему близки — на таком человеке противоречие как будто завершается.
Творчество по 7ке — само восприятие, которое умеет жить, меняться, отказываться от ранее накопившегося — то есть постоянно обновляться. Когда автор, начиная писать книгу, сам не знает, куда придет его герой, а герой начинает жить. Объект творения — развиваться. Когда часть восприятия мира автора оживает. Выход за пределы контроля, понимания.
Мышление: парадоксальное, свои-чужие; Стратегия: странник
8 ТУАИ
Много миров во внимании.
На 8 ТУАИ человек не только может осознать свой собственный мир, он может так же целостно оценить мир и другого человека. Это понимание довольно глубоко порядка. Если понимание на 4 ТУАИ — «она же мать, и я мать, поэтому я ее понимаю». «Он работает у того же начальника, что и я — я его понимаю». «Такие, как он — всегда ведут себя таким образом, я это понимаю». На 6 ТУАИ «Он такой-то по соционике-психософии-ТУАИ, у него такая-то семья, занимается тем-то, такая-то история — я его понимаю». «Я могу объяснить, почему он так поступает». То на 8 ТУАИ — понимание близко к чувствованию другого человека, безусловному восприятию его мира. Оно дальше объяснений, обоснований научными теориями, медицинскими диагнозами. Моделирование сознания, неоднородного собственному.
8ка понимает всю полноту чужого мира, и это касается не только других людей, но и сообществ, организаций, стран, культуры. На 8ке человек может более тонко предугадывать поведение других людей, систем, структур — вообще предугадывать развитие того, что его волнует — поскольку «нутром чует», причем не своим нутром, и не просто то, как изменения отразятся на нем самом (как на 7 и ниже), а «нутром того самого объекта». Потому 8ку приписывают хорошим психотерапевтам. Имея активную 8ку при отсутствии «общесоциальных» 4,5,6 — сложно себя объяснить, реализовать. Человек необычен своим таким восприятием, он умеет искренне сочувствовать, понимать окружающий мир, что ему нужно. Принимать его, не желая изменить. Не имея к нему негатива, поскольку негатив — явление несоответствия нормам и ожиданиям себя или окружающего мира, людей. А на 8ке ему неоткуда взяться, ибо нету сопоставления себя или других с ожиданиями, с общепринятым.
Есть просто осознание процесса жизни и изменения объектов, внутреннего состояния объектов. Человеку на 8ке интересны другие люди и узнавая каждого, он окунается в новый мир. На уровнях 7-8 возникают идеологии, рождаются идеи, формируется дух, атмосфера глобальных масштабов — а распространяется в массы и воплощается в конкретных делах уже на уровнях от 6 и ниже.
8ке без 7ки сложно заниматься своим собственным творчеством, поскольку в его потенциале есть все варианты его, он понимает, допускает в свою жизнь бесконечное количество вариантов восприятия мира, доступных другим. Сложно выделить одно, когда бесконечно много разного, оно ни с чем не сравнивается, оно не имеет под собой целей, а просто существует. По Фельдману 8 ТУАИ — «моделирование сознания, неоднородного собственному».
Также на 8ке можно понять и гораздо быстрее то, что недоступно на других уровнях. Другой порядок восприятия, быстрее реакции, ими проще управлять. Но оно есть именно на уровне восприятия человека — это не передать, не реализовать. В реальную жизнь это внедряется на уровнях ниже.
Мышление: универсальное; Ценности: духовные, свои-чужие; Стратегия: странник
О сочетаниях: 18 — цельность 58 — хорошее психологическое мышление 135 — довольно категоричный начальник, дерзкий, опрометчивый, начальник в армии или иной подобной структуре 16 — бизнесмен, умеющий копить, предусматривать риски 24 — желание найти безопасное место 246 — архитектор, планировщик, создатель большой системы (знаний, библиотеки, картограф) 27 — творчество, то, что можно сделать руками, дизайн 34 — работники наемного труда, хорошие специалисты 35 — наглость, дерзость, смелость и риск, социальное движение 37 — киберпанк 456 — начальник, координатор работы в нескольких отделах; программист, умеющий проектировать системы и пользоваться разными языками 45 — адаптация в социуме 56 — действительно умные люди, готовые помогать, хорошие организаторы, предприниматели 57 — сильное своеобразиеЧитаем по ссылке про стратегии, ценности и уровни в ТУАИ, а также про уровни 9 и 0.
Пример 1. Готовим борщ
1й — Картошка! ...все внимание на одном объекте… больше ничего не существует, пока не появляется… Морковь!... и картошки во внимании уже нет. Морковь… сосредоточились… Свекла!... и только свекла… и так далее.
2й — На нашем столе лежат картошка, морковь, свекла, мясо, еще некоторые ингридиенты. Рядом стоит предмет их нарезания, доска, пара тарелок, на плите стоит кастрюля. Книжка с рецептом (пока закрытая)
3й — Открыли-таки книжку с рецептом (1 алгоритм). Берем и начинаем нарезать овощи. Нарезали. Мясо. Сварили. Нарезали. И прямо по рецепту шаг за шагом двигаемся к нужной цели — сварить борщ.
4й — Готовят с товарищ N и товарищ M вдвоем. Пока N возится в овощами, M возится с мясом, они отслеживают действия друг друга. М варит мясо, режет, смотрит, как будет готов N с овощами и добавляет овощи товарища N. N, глядя на действия M поджаривает лук и M его забирает. Вот такое разделение обязанностей.
5й — А тут мы не смотрим на прошлый опыт, не открываем книжку с рецептами, но хотим действовать. Идем в магазин, смотрим по ситуации, какие там есть овощи и какое мясо — выбираем, если нету мясо такого-то — берем другое, увидели внезапно необычную специю — попробуем и ее добавить. Домой пришли — и начинаем делать. Мы не знаем, что получится, если делать в такой последовательности и с такими продуктами, но ориентируемся в ситуации свободно и уверенно.
6й — На нашей памяти много экспериментов с борщом настолько, что мы готовы писать книгу о том, как готовить борщ, что будет если пробовать разные варианты. Если борщ не получился (рассматриваем разные варианты неудач) — почему такое могла произойти и как избежать этого в дальнейшем. В общем комплексный справочник по борщу мы сделать можем. Или консультировать тех, кто готовит и экспериментирует и встречается с некоторыми проблемами — устно.
7й — Надоели нам борщи. Продукт хороший, но это уже не творчество, экспериментировать в рамках супов, которые и так разные и постоянно кушает весь мир. Сделаем новый, уникальный продукт полу-суп, полу-десерт, в котором прибудут и овощи и халва и специи такие-то. Введем новую концепцию в кулинарии, где сочетается несочетаемое!
8й — Кушаем борщ и чуем, в какой атмосфере он был приготовлен, обычаям какой нации он соответствует. Он не вкусный, не хороший, не качественный, не плохой, не невкусный, он просто есть, как продукт создания какого-то человека. Как отражение традиций такой-то страны. Как часть быта определенных людей. А как готовят подобный суп в другой стране? Представим себе..
9й — приехали в Данию — пошли в ресторан, забрели на кухню — шеф отошел, скомандовали, как надо готовить их суп (с учетом их целей и специфики)... вернулись домой, зашли к соседу, увидели, что его суп еще не доварился, но странно пахнет — быстро приняли меры (поняв, почему) и все стало нормально.
0й — ...ем суп… супа нет… пустота… кухня? нет.. пустота… пустота?... нет… — — — -...
Автор: Андрей Метелица (описание 0 уровня) и Юлия Колесниченко