Ведущая программа

Здесь я расскажу о том, что представляет собой ведущая программа психики. Это программа, которая, по сути, создает жизнь человека. Она формирует его характер, предпочтения и привычки, влияет на события его жизни.

Программа психики — любая установка, черта, особенность, привычка, модель поведения или мышления. В общем — составляющая часть нашей психики. В статьях об этом рассказано подробнее. Когда что-то происходит впервые — оно не является программой, однако, если входит в привычку, становится для человека шаблоном поведения — то потом часто включается бессознательно там где нужно и не только. Программы психики можно изучать, отслеживая у себя «автоматические» реакции, исследуя что-то, что не согласуется со своим «я" (не нравится, вызывает негативные реакции и не желаемый результат — он, как правило, является следствием не совсем уместной работы программы и недостатком осознания ситуации).

Я рассматриваю любую типологию личности и типологическую черту, как программу. Тип человек не случаен, скажем, соционический тип — он формируется бессознательно (в детстве, при рождении или до него — здесь нет доказанной теории), однако факт остается фактом, тип служит инструментом для реализации человеком своих желаний и ценностей. Желания и ценности также часто сформированы бессознательно или когда-то очень давно и не самоценны, а служат выражением глобальной жизненной идеи человека (можно назвать ее миссей). Миссии не уникальны, их конечное количество и их можно группировать и описывать, однако индивидуальность человека диктует абсолютно уникальный путь восприятия и воплощения в жизнь своей миссии.

Про слои, ядро психики и типологии в этой концепции Вы можете прочитать здесь. Про уровни проработки соционического типа/произвольной программы — читайте здесь и здесь. Чем "обыденнее» и привычнее слой психики, тем мы его лучше осознаем, и можем проработать до более высокого уровня. Чем глобальнее вопрос — тем меньше мы знаем и понимаем и потому действуем автоматично, что не всегда приводит к желаемому результату (однако является бессменным помощником в задачах жизни, где не хватает данных и опыта).

Доминанта — это та часть типа, которая особенно важна человеку. Представьте себе, что Вы пришли в магазин купить гель для душа. А там косметика продается комплектами — не позволяют купить отдельный гель, а можно приобрести его лишь в наборе. Вы выбираете понравившийся Вам гель — а с ним в наборе идет шапмунь, мыло, крем — которые Вам в общем-то не особо нужны. Также и тип — «продается» комплектом. То есть, для Вашей самореализации вам нужна сильная логика — Вам достается комплект ЛСИ-«Максим», со своей болевой и прочими другими функциями. Реально, Вам оттуда важна логика, однако, бессознательно включаются и работают все остальные функции именно так, как описано в соционических источниках. И если человек на более низком уровне осознания — он ощущает это «я — Максим», как данность, не задумываясь о том, а зачем он именно такого типа и что в жизни именно ему (в отличие от других представителей) это дает. Когда он осознает свой тип глубже (к третьему уровню) он уже понимает свои особенности проявления типа, когда умеет переключаться на другие типы (к четвертому уровню) — осознает свою доминанту. То есть, ту часть типа, ради которой все задумывалось. Скажем, он легко может переключать и делать то слабыми, то сильными свои сенсорику и интуицию, а вот логику — никак не выключить. Или он гибко переключается, но болевая все равно остается болевой. То есть — обнаружится некая черта в типе, которая ему более важна, чем другие. И тут человек осознает, что «другие» пришли в комплекте. И, по сути, ему не нужны. В этот момент придет и осознание того, зачем ему этот тип и каким задачам он служит. Собственно, доминанта служит реализации типа в типологии, которая на уровень выше, чем соционика. И так далее по цепочке, каждая доминанта в типе служит уровню выше. И все вместе они служат реализации индивидуального «ядра» человека.

Ведущая программа — это цепь из доминант, то есть ключевые элементы для человека в каждой типологии. Тип в любой типологии можно менять, то есть — вначале существует некий скелет, определяемый типом, и мы от него не отказываемся, однако, можно снижать важность типной программы, осознавая другие (4й уровень осознания типа). При этом, есть одно ограничение — в любом типе будет часть, которая неизменяема до тех пор, пока человек не осознает, чему эта часть служит и откуда она взялась. Человек может гибко переключать одни функции и не иметь возможность переключать другие — они будут доминантой в типе. Пока Вы «в типе» — доминанту не измените, однако, осознавая уровень типологии выше — понимаете задачу своей доминанты — и можете гибче ею обходиться. В такой ситуации редко возникает желание менять доминанту, ибо она работает искренне и от глубины психики. Но можно с ней гибче управляться, снижать ее важность (позволяя включаться противоположным программам) и т.д. Пока мы не осознаем уровень выше — мы не можем влиять на доминанту.

Автор: Юлия Колесниченко